С какого года в России день 4 ноября начали праздновать, как общегосударственный праздник? Что послужило причиной возникновения этого праздника? Праздник этот не нов, как многие думают, а имеет более чем 350-летнюю историю и глубокий смысл.

Главной причиной возникновения этого общероссийского праздника было рождение у царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Ильиничны Милославской первенца царевича Дмитрия. Это событие произошло 22 октября (по нов. ст. 1 ноября)* 1648 г. Мальчик получил традиционное имя правящей династии Дмитрий (как царевичи из династии Рюриковичей), и был крещен в честь св. Дмитрия Солунского.

Наследник престола родился в день «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», в связи с чем царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября «во всех городах по вся годы». Таким образом, осенняя «Казанская» стала в России общегосударственным праздником.

К крещению царевича была создана мерная икона с изображением святого Дмитрия Солунского, помещенная в Архангельский собор. Она иконографически совпадала с аналогичной мерной иконой святого Дмитрия Солунского, написанной веком ранее для другого царевича Дмитрия — Дмитрия Углицкого.

Т.е. изначально, праздник был связан с рождением царского наследника — старшего брата Петра I.

Царевич Дмитрий внезапно скончался 6 октября 1649 г. Т.е. не прожив и года. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Но почему из-за рождения ребенка, пусть и царского, понадобилось вводить общегосударственный праздник?

Люди того времени не верили в совпадения. Они верили в Бога. Причем, все без исключения. То, что рождение наследника совпало с днем празднования иконы Казанской Божией Матери было истолковано, как божественное провидение. Чудотворный список этой иконы был главным символом Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. Это было не что-то абстрактное, как представляется многим современникам. Это была вполне конкретная икона хранившаяся в определенном храме Нижнего Новгорода. Именно за этой иконой шли воины ополчения, подобно тому, как это происходит во время крестных ходов. Нужно понимать суть той войны, это была не просто борьба за независимость нашего государства (люди той эпохи еще понятиями “государственная независимость” не оперировали). Это была война за веру, за сохранение православия, за сам смысл бытия русского человека, за попранные и разрушенные элементарные морально-этические принципы в христианском обществе. Это была война с разрухой в головах и душах людей!

Почему образ Дмитрия Солунского тесно связан с “Казанской иконой Божией Матери”? Это в первую очередь связано с сыном Ивана Грозного царевичем Дмитрием, после смерти которого и началась Смута. Кроме того, примечательно то, что в Нижнем Новгороде, откуда и начался поход ополчения Минина и Пожарского церковь Дмитрия Солунского стояла рядом с церковью Пречистые Богородицы Казанские Иконы. Не исключено, что на определенном этапе, это была одна и та же церковь с одноименным приделом**.

Почему в 1648 г. возникла ситуация потребовавшая введения такого общероссийского праздника? Почему возникла смычка образов Дмитрия Солунского, Дмитрия Угличского, праздника иконы Казанской Божией Матери и наречения новорожденного наследника престола именем Дмитрий? Почему все это имело такое важное значение?
Здесь нужно вспомнить, что в 1648 году в России разразился т.н. “Соляной бунт” приведший к падению боярина Морозова. Именно Б.И. Морозов был основным организатором интриги вокруг женитьбы Алексея Михайловича Романова на М. И. Милославской, на сестре которой, Анне Милославской женился сам. Затем последовал ряд крайне непродуманных мер по увеличению налогов.

Ситуация начала выходить из под контроля и становилась очень похожа на достопамятные события начала “Смутного времени”. Только теперь в роли Бориса Годунова начал выступать Борис Морозов и ряд других ненавистных в народе бояр. Необходимо было предостеречь народ от повторения трагедии полувековой давности и напомнить с чего все начиналось и чем закончилось. Рождение царского первенца в такой день и наречение его сакральным именем в честь Дмитрия Солунского в корне переломило ситуацию. Это был не просто праздник в честь рождения царского первенца, но напоминанием всем и каждому о народном единстве перед лицом угрозы крушения государства и веры в всепожирающем пламени новой Смуты.

Итогом “Соляного бунта” стало созвание Земского собора и принятия нового Соборного Уложения. И самое главное, впервые за долгое время Алексей Михайлович самостоятельно решал основные политические вопросы, освободившись от опеки бояр временщиков.

Вот в чем основной смысл и суть праздника 4 ноября!
____________
*по совр. церковному календарю, этот день приходится на 4 ноября
** Данные церкви в нач. XVII в. располагались перед Дмитровской башней Нижегородского кремля на площади имеющей современное название «Минина и Пожарского».

Материал подготовлен ред. Военно-исторического журнала «Имя Победы»

Соляной бунт в Москве, 1648. Худ.Лисснер Э. 1938 г.
Соляной бунт в Москве, 1648. Худ.Лисснер Э. 1938 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.