Москва. 7 декабря Г. К. Жуков отстаивал в Ставке ВГК целесообразность продолжения операции «Марс». Сталин задал Жукову вопрос о том, как он намерен вернуть армиям былую удачу. Жуков доказывал, что немецкая 9-я армия уже держится из последних сил, что 41-я и 22-я армии по-прежнему находятся глубоко в немецком тылу и сковывают все имеющиеся немецкие резервы, что новые наступления 39-й и 30-й армий, запланированные на начало этого дня, наверняка завершатся разгромом противника. Сталин одобрил план Жукова, объявив: «Начинайте ваше наступление, но чтобы через два дня была победа», и добавил, что, если через два дня победы не будет, операцию «Марс» придётся прекратить.
Операция «Марс». 39-я армия (А. И. Зыгин) Калининского фронта (М. А. Пуркаев) 7 декабря, после перегруппировки, нанесла мощный удар по немецким укреплениям у Трушково на левом фланге старой полосы наступления. Удар пришёлся по стыку между 14-й моторизованной и 251-й пехотной дивизиями. Наступление развивалось успешно, побитые в предыдущих боях части 14-й моторизованной дивизии начали отступать, и к полудню части 39-й армии захватили деревню Гончуки в глубине немецкой обороны, в трёх километрах к югу от Трушково.
22-я армия (В. А. Юшкевич) Калининского фронта (М. А. Пуркаев) утром 7 декабря попыталась реализовать задуманный ранее план наступления, но натолкнулась на усилившуюся оборону противника и, потеряв остатки танков, остановилась. Попытки вернуть инициативу в последующие дни успехом не увенчались.
41-я армия (Г. Ф. Тарасов) Калининского фронта на рассвете возобновила наступление к югу от Белого. 7 декабря командование фронта предприняло последнюю попытку разгромить немцев у Белого одновременными атаками с юга, запада и юго-востока.
Утром 7 декабря с юга перешёл в наступление подошедший из резерва 30-й немецкий танковый корпус — 19-я и 20-я танковые дивизии, а также 1-я танковая и другие части 41-го корпуса. С целью обеспечения внезапности атака началась без артиллерийской подготовки. Обходя немногочисленные узлы сопротивления, дивизия быстро продвигалась вперёд. Попытка Г. Ф. Тарасова закрыть брешь в обороне частями 75-й стрелковой бригады и 17-й гвардейской дивизией не удалась. Советские части были уже скованы противником, опережающим их в темпе наступления. К середине дня Г. Ф. Тарасову стало ясно, что только корпус генерала М. Д. Соломатина обладает достаточной силой, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу. Смена и перегруппировка войск корпуса сразу же была обнаружена противником, и он предпринял новые яростные танковые атаки. Немцы опережали М. Д. Соломатина, пытающегося преградить им путь.
Стремительный удар немецкой бронетехники привёл к почти полной изоляции частей М. Д. Соломатина, но немецкие войска ещё не успели сомкнуть кольцо вокруг его войск. У Цицино и Дубровки ещё сохранился узкий коридор, по которому войска М. Д. Соломатина могли бы благополучно отступить в тыл. М. Д. Соломатин запросил разрешения вырваться из «котла». Г. Ф. Тарасов передал М. Д. Соломатину по рации приказ принять командование всеми войсками, находящимися в зоне окружения, и к 23:00 создать новый, более короткий оборонительный обвод, закреплённый у деревень Сырматная, Быково, Тараканово и Марьино, а также в лесах южнее Цицино. Г. Ф. Тарасов, от которого Г. К. Жуков и М. А. Пуркаев требовали удержать позиции, благоприятные для возобновления наступления, приказал М. Д. Соломатину держаться «любой ценой».
Сталинградская битва. 7 декабря 5-я танковая армия возобновила наступление, форсировала р. Чир, и к 16 часам войска её левого фланга овладели Островским, Лисинским и совхозом № 70. Однако встречным боем на участке Суровикино, Островский, Лисинский противнику удалось остановить наступление советских войск. В последующие дни немцы сильными контрударами вынудили соединения 5-й танковой армии отойти на исходный рубеж.
Совинформбюро. В течение 7 декабря наши войска в районе Сталинграда и на Центральном фронте продолжали вести наступательные бои на прежних направлениях.
Источник wikipedia